Модель психического аппарата в работе З. Фрейда «Я и Оно»

Введение

В психоанализе за его более чем вековую историю произведено огромное количество концептуальных моделей, подчас запутанных и взаимопротиворечивых, описывать которые объективно и непредвзято чрезвычайно сложно. Для такого описания требуется соответствующий мотив, а также особое искусство и огромные знания, выходящие далеко за рамки собственно психоаналитических теорий. Изначально эта статья была написана в популярном и пропагандистском ключе, сейчас она представлена в переработанном виде и ее содержание ограничено по преимуществу фактографическим материалом. Статья посвящена классическому произведению З. Фрейда (1856-1939) «Я и Оно», а точнее модели психического аппарата, представленной в этой работе. Обращение к заявленной концептуальной модели значимо, прежде всего, по причине ее подробного и систематического изложения самим З. Ферйдом.

Количество идей и концептов, предложенных З. Фрейдом чрезвычайно велико, многие из них претерпели существенную (а иногда кардинальную) смысловую трансформацию еще при жизни их создателя. Многие идеи и концепты были существенно доработаны и переработаны последователями З. Фрейда. Модель психического аппарата – это совокупность краеугольных для психоанализа теорий, которые были представлены в завершенном виде в классической работе З. Фрейда «Я и Оно», в дальнейшем эти теории сохранились в практически неизменном виде.

В связи с тем, что психоанализ за более чем столетнюю историю претерпел существенную эволюцию, а последователями З. Фрейда был достигнут принципиально иной технический и теоретический уровень, важно отличать современный психоанализ от классических фрейдовских работ. Это замечание не устают повторять многие современные психоаналитики. Это замечание оправданно в связи с тем, что критики психоанализа зачастую такого различения не производят. Современный российский психоаналитик М.М. Решетников об этом пишет так: «апелляция противников психоанализа к классическим работам не выдерживает критики. Это то же самое, что критиковать современную математику, акцентируя внимание на необоснованности некоторых постулатов Евклида». Тем не менее, модели, предложенные в работе «Я и Оно», относятся к тем, которые в психоанализе сохранились именно в сформулированном З. Фрейдом виде. Именно поэтому обращение к этим моделям обладает огромным информационным потенциалом, как для понимания мышления З. Фрейда, так и для прояснения тех теоретических предпосылок, которые приняли его последователи.

После такой краткой зарисовки общего психоаналитического контекста сфокусируемся непосредственно на работе З. Фрейда «Я и Оно» и описываемой в ней модели психического аппарата.

1. Классическая работа З. Фрейда «Я и Оно»

Первые попытки З. Фрейда сформулировать общую теорию психического аппарата относятся к последнему десятилетию XIX века, они были предприняты еще до того, как начал разрабатываться психоанализ как метод лечения и описания душевных дисфункций и заболеваний. Сам З. Фрейд этой первой концепцией душевных процессов, изложенной в духе подобия психического, гистологического (клеточного) и нейрофизиологического уровней удовлетворен не был, но уже тогда были заложены некоторые соотносительные понятия, развитые позднее. Первое систематическое описание психического аппарата и способов его функционирования З. Фрейд дает в своем монументальном труде 1900 года «Толкование сновидений», а также в эссе 1915 года «Бессознательное». Эта модель получила название «топографической» или «топической», в этой модели акцент делался на психическом взаимодействии между качественно различными слоями психического аппарата, называемых бессознательное, предсознательное, сознание.

В классической работе 1923 года «Я и Оно» З. Фрейд в первой главе «Сознание и бессознательное» обзорно повторяет описание топографической модели (мы подробнее остановимся на описании этой модели ниже). Эта глава начинается с высказывания Фрейдом краеугольной идеи психоанализа о том, что сознание не является сущностью психического, а только его качеством наибольшей отчетливости внутреннего или внешнего восприятия; заканчивается эта глава введением представления «о связной организации душевных процессов в одной личности», обозначенного как Я личности. Здесь же З. Фрейд делает еще одно фундаментальное предположение о бессознательности в динамическом смысле некоторой, возможно очень большой, части самого Я. Вторая и третья главы работы «Я и Оно» посвящены изложению структурной модели психического аппарата, разделяемого на такие инстанции: Я, Оно и Сверх-Я. Эта модель разрабатывалась Фрейдом более четверти века и представляет собой результат общего пересмотра психоаналитической теории. Практика лечения привела к необходимости учитывать бессознательные механизмы защиты от влечений (например, вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и представлений), но тогда конфликт между бессознательными влечениями и такими же защитами с точки зрения первой топографической модели мало понятен. Новое теоретическое понимание психического аппарата было необходимо и еще по одной причине: клиническая практика показала, что чувство вины и потребность в наказании также могут быть бессознательными, иными словами, и они поддаются вытеснению, – этим вопросам в работе «Я и Оно» посвящена последняя пятая глава. В неупомянутой четвертой главе речь идет о новой теории влечений, концептуализированной З. Фрейом в работе 1920 года «По ту сторону принципа удовольствия».

2. Сознание, предсознательное, бессознательное

Остановимся подробнее на фрейдовской топографической модели психического аппарата и проблеме бессознательного, которым в работе «Я и Оно» посвящена первая глава. Итак, в этой модели З. Фрейд выделяет три слоя психического аппарата, называемых:

  • Бессознательное;
  • Предсознательное;
  • Сознание (эта система называется также Восприятие-Сознание).

Отказавшись от желания установить параллели с анатомической реальностью, З. Фрейд все же расположил систему Восприятие-Сознание на периферии психического аппарата между внешним миром и мнестическими (отвечающими за память и воспоминания) системами. Таким образом, система Восприятие-Сознание стала ответственной за регистрацию информации, приходящей извне, и восприятие внутренних ощущений диапазона удовольствие-неудовольствие. Эта функция восприятия противопоставляется функции запечатления: система Восприятие-Сознание не сохраняет никаких прочных следов возбуждений, которые она регистрирует. Эта система не только ответственна за восприятие, но и является местом локализации мышления и оживления воспоминаний. Предсознательное отделено от Бессознательного и от системы Восприятие-Сознание. О его содержании можно сказать, что, не присутствуя в поле сознания, оно, тем не менее, доступно осознанию. Предсознательное представляет собой систему следов памяти представленных словесно. Бессознательное – наиболее древняя часть психического аппарата, ближайшая к источнику влечения и преимущественно состоящая из репрезентантов этих влечений в виде образов – в противоположность репрезентации в виде слов в системе Предсознательного.

3. Я, Оно и Сверх-Я

Под Оно подразумевается вся сфера влечений человека, включающая (в норме) уравновешивающие друг друга влечения к жизни и смерти, сексуальное влечение и другие, как наиболее примитивные компоненты психики. В Оно все хаотически перемешано, крайне неустойчиво и подчинено преимущественно «принципу удовольствия», являющемуся одним из ведущих регуляторов всей психической жизни, и проявляющееся в стремлении, с одной стороны, избегать неудовольствия, а с другой — неограниченно получать наслаждения. О принципе удовольствия так афористично высказывается современный американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс: «Я хочу удовлетворения всех мои желаний, в том числе и взаимно противоречивых, прямо сейчас!». Но это стремление никто и никогда не может реализовать полностью, так как принципу удовольствия (Оно) противостоит принцип реальности. Оно — это еще, некоторым образом, не психическое, а только психический эквивалент «соматических переживаний», близкий к инстинктам и естественным «позывам». Я — с одной стороны — это главная психическая инстанция, контактирующая с реальностью и тестирующая последнюю, а с другой — своеобразный «фильтр» между внешними условиями, моральными установками и внутренними побуждениями, то есть между Сверх-Я, Оно и внешним миром. При этом Я находится от них в зависимости, но в отличие от Оно, Я старается следовать принципу реальности — требованиям и запросам социума и внешнего мира. О принципе реальности Нэнси Мак-Вильямс говорит так: «Удовлетворение некоторых желаний проблематично, исполнение же наилучших стоит того, чтобы подождать».

Сверх-Я — это социально опосредованное Я, высшая «судебная» инстанция в структуре индивидуальной душевной жизни, носитель моральных норм и стандартов, то есть та психическая структура, которая в первой топике обозначалась З. Фрейдом как «цензура». З. Фрейд считал, что Сверх-Я формируется одновременно с разрешением Эдипова комплекса, а его деятельность, так же как и деятельность Оно, является бессознательной. Иногда в качестве синонима Сверх-Я употребляется термин Я-идеал, хотя здесь есть и разночтения. В более поздних толкованиях Сверх-Я обычно определяется как структура, формирующаяся на основе идентификации с родительскими запретами и наставлениями. Я-идеал определяется как формирующаяся в зрелом возрасте идентификация с широким кругом лиц или референтной группой, на моральные нормы и ценности которой личность ориентируется в своем поведении, жизни и деятельности. В силу этих причин Я-идеал является более мобильной структурой и может неоднократно изменяться в течение жизни.

Таким образом, если очень упростить концепцию З. Фрейда: у каждого из нас существует властно побуждающее личность на удовлетворение ее желаний Оно, которому противодействует моральное Сверх-Я, и принимающее конкретное решение (кому же отдать предпочтение) Я.

4. Теория влечений

З. Фрейд сформулировал свое учение о влечениях, которое изначально было учением о либидо, на основании критического рассмотрения форм проявления детской сексуальности и перверсий (извращений), при этом была предложена модель фаз развития детской сексуальности. В ходе последующих исследований З. Фрейд столкнулся с амбивалентностью любви и ненависти и долгое время занимался тем, чтобы интегрировать ее в учение о влечениях, что было непростой задачей. Учение З. Фрейда о влечениях вплоть до своего окончательного оформления в виде дуализма Эроса и Танатоса (влечения к жизни и влечения к смерти) претерпело ряд изменений, и это в очередной раз показывает, как тяжело было придать удовлетворительную теоретическую форму всему спектру клинических и собственных наблюдений.

По ту сторону сферы действия влечения, которое направлено на либидозное удовлетворение, то есть на получение удовольствия (или, по меньшей мере, на снижение неблагоприятного напряжения), лежат клинические феномены вынужденного повторения. Эти феномены были выявлены главным образом при рассмотрении неврозов навязчивых состояний и меланхолии, описываемых с помощью понятий амбивалентности, агрессивности, садизма, мазохизма и ненависти. В поисках типа влечения, которое сделало бы понятными эти феномены и в то же время могло бы быть рассмотрено в качестве полярного напряжения по отношению к ранее введенному понятию инстинкта сексуальности, З. Фрейд обнаружил влечение к смерти. Этому инстинкту противостоят все те модальности инстинктов, которые направлены на удовлетворение и получение удовольствия, короче, на сохранение индивида и тем самым жизни (Эрос).

В противоположность направленным на обеспечение жизни и ее сохранение влечениям, влечение к смерти стремится к полному упразднению напряжений, которые характеризуют существование-в-жизни, к возврату от многоклеточного организма с его нестабильностью, которую нужно постоянно регулировать, к стабильности неорганического, из которого произошло органическое, к стабильности окончательного устранения напряжения. Влечения смерти, по З. Фрейду, изначально в виде первичного мазохизма направлены вовнутрь, на саморазрушение субъекта, и лишь вторично могут быть обращены вовне, против объектов.

Заключение

Психоаналитические теории Зигмунда Фрейда, разрабатываемые в работе «Я и Оно» — это теория влечений, топографическая и структурная теория. По З. Фрейду врожденная психическая энергия, содержащаяся в Оно, является двигателем любого действия и стремится к удовлетворению в форме снятия напряжения, чтобы достичь спокойствия и равновесия. Поскольку Оно берет во внимание только преобладающее в данный момент стремление к удовольствию или же к избеганию неудовлетворительного напряжения, то соотнесением желаний с реальностью занимается психическая структура Я, которая формируется под влиянием опыта взаимодействия с внешним миром. Эта структура усмиряет и канализирует энергию, стремящуюся наружу из Оно, она отвечает за адаптацию человека к окружающей среде и за связь с реальностью. Развившаяся из принятых вовнутрь родительских законов и Я-идеала структура Сверх-Я проявляется в том, с какой жесткостью или гибкостью Я модифицирует требования влечений. Сами влечения в последней концепции З. Фрейда – влечение к жизни и влечение к смерти – противопоставлены друг другу. Человеческое бытие покоится на динамике и экономике баланса между перечисленными внутрипсихическими структурами, который формируется индивидуальными генетическими и адаптивными факторами и всегда стремится к равновесию.

В размышлениях З. Фрейда при всем его новаторстве прослеживается научная атмосфера XIX века, ориентированной на биологический детерминизм и принцип сохранения энергии. Современный психоанализ все дальше уходит от энергетических, биологических, гидравлических и механических метафор З. Фрейда, ориентируясь на размерность взаимоотношений человека и язык его переживаний.

Делая завершающий вывод, можно сказать, что З. Фрейд разработал базовые модели психоанализа, которые актуальны и сегодня. Без З. Фрейда, его психоаналитических понятий и теорий невозможно представить культуру и мировоззрение ХХ века. Тем не менее, эти модели требуют глубокого и критического изучения.

Александр Романов, психолог, психотерапевт

31 марта 2017

На сайт выложена статья "Боль от психологической помощи".

21 марта 2017

Переработана и расширена статья "Будущим психологам и психотерапевтам".

26 февраля 2017

Обновлена главная страница сайта http://psychoanalyse.od.ua, в ней появились мысли о вреде психологической помощи.

Одесса.
Романов Александр,
Моб. 067 5589983
Написать письмо.