Будущим психологам и психотерапевтам

Специальность психолога, психотерапевта становится все популярнее, и даже приобретает ореол элитарности. Мало кто знает о подводных камнях, подстерегающих психолога на пути профессионального становления.

Многим кажется, что психологическое образование – это беспроигрышная инвестиция в себя с попутным освоением престижной гуманитарной специальности. Реальность обстоит иначе. Университетская психология мало связана с гуманитарными науками и насквозь математизирована. Доминирование количественных методов исследования, надуманных экспериментов, психодиагностики и психометрии – все это отражает утрату психологией фундаментальных философских оснований и ее сюрреалистическое бегство под знамена естественных наук.

На заре «научной» психологии историк Василий Осипович Ключевский провидчески изрек: «Раньше психология была наукой о душе, теперь стала наукой об ее отсутствии». Становление «научной» психологии в конце XIX века и ее переориентация на принципы естествознания прошли под мощнейшим идейным прессингом научно-технического прогресса, радикально изменившего человеческую жизнь (паровые двигатели, фабрики и массовое производство, железные дороги и трамваи, электротехника и многое другое). Фантастические успехи физики, химии, биологии, геологии и других естественных наук стали на время образцом рациональности. Образец образцом, но стоило ли отбрасывать тысячелетний багаж, накопленный психологией в «донаучный» период, когда душой человека заведовали мудрецы и пророки, философы и поэты, художники и врачеватели? В середине XX века физик, нобелевский лауреат, Ричард Фейнман глубокомысленно шутил: «Кстати, не все то, что не наука, уж обязательно плохо. Любовь, например, тоже не наука».

В восторженном научно-техническом экстазе человечество вверглось в две мировые войны, гонку вооружения, идеологию массового потребления, уничтожение среды обитания, эпидемиологический рост психических расстройств – а младое древо научной психологии обросло дремучим лесом теорий, научных школ и социальных заказов. Утрата философского фундамента обусловила фрагментарность психологических теорий, связь которых между собой и с целостным гуманитарным знанием не просматривается. По той же причине произошло чудовищное усложнение терминологии психологов. Психометризация и терминологические сложности были направлены на придание современной психологии наукообразия и респектабельности. В реальности это привело к растрате колоссального человеческого ресурса на имитацию научной деятельности в авторитарных сообществах психологов.

Утрата психологией философских оснований попутно привела к расцвету «популярной» психологии, ориентированной на манипулирование, внешний успех и «хватательные» способности. Хотя университетская и популярная психология противопоставляют себя друг другу, для обеих характерны отсутствие глубины и хаотичная артикуляция конъюнктурных вопросов. «Конъюнктурный» – значит «связанный с положением на рынке, с текущим спросом и предложением». Ориентация на сиюминутное ведет к выхолащиванию психологических знаний в рамках университетской культуры и к профанации психологических знаний в рамках культуры массовой. В итоге выпускники психологических факультетов, доктора наук, тренеры «личностного успеха» в большинстве своем не имеют целостного представления о человеке, а смысл человеческой жизни сводят к росту производительности и потребления, эротическим удовольствиям, социальному приспособлению и интеллектуальному эксгибиционизму.

Знания психологических теорий, принадлежность к научной школе, борода и очки не определяют благотворность психолога. Психолога делают психологом не сертификаты и остро заточенный интеллект, а человеческие качества – сердечность, искренность, честность, интерес и уважение к другим людям. Да, человеческие качества не прописывают в дипломе магистра, но, лучше или хуже, мы считываем их в живом общении. Мы тянемся к отзывчивым доброжелательным людям, а к черствым гордецам прибегаем от необходимости или если слишком привязаны к рамкам «своего» мира.

Еще один подводный камень в водах университетской психологии состоит в том, что зачастую «в психологи» идут для наведения порядка в собственной голове. Но поскольку изучение психологических теорий лишено терапевтического эффекта, а пороки образовательной системы добавляют новые разочарования, – проблем становится только больше. Самый простой выход –приобщение к «победителям» с камуфлированием своих проблем под маской учености, причастности, статуса. Но каков смысл обладания статусом профессионального психолога, если твои научные статьи бесполезны, знания не имеют отношения к реальности, а твое отношение к миру – подозрительность и чванливость???

Когда я писал эту статью в 2011 году, мои выводы сводились к трем моментам:

1) «массово выпущенный» психолог опасен для окружающих, ибо несет в себе бремя собственных проблем, помноженное на издержки «обучения», выход я видел в прохождении психологами личной психотерапии;

2) при взаимодействии с психологами, прежде всего, следует ориентироваться на их человеческие качества;

3) необходимо изменить систему психологического образования с переориентацией его на гуманитарные и философские дисциплины.

Общий вывод тогда звучал так: человеку, который решил стать психологом, не следует полагаться на нормы университетского образования и научного сообщества, но следует развивать свои человеческие качества, искать фундаментальные основания собственной практической деятельности и проходить личную психотерапию.

Сейчас, в феврале-марте 2017 года, выводы шестилетней давности кажутся мне аморфными. Да, человеческие качества развиваются во взаимоотношениях с людьми, эти отношения следует расширять и совершенствовать. Но какие отношения и как развивать? Да, фундаментальные философские и этические основания постигаются в размышлении над классическими текстами и творениями искусства. Но какие именно тексты и шедевры требуют размышления? И в каком русле следует размышлять? А личную психотерапию саму по себе я более не считаю гарантией чего-либо.

Сегодня я хочу сформулировать более четкие указания. Самое первое будет звучать так: развивайт чувства любви и благодарности к этому миру, преодолевая собственные потребительские и эгоцентрические мотивы. Человек устроен так, что сколько бы удовольствий он не получил, сколько бы благ себе не присвоил, ему всегда хочется большего, растут зависимость, разочарование, претензии.

Почему путь любви предпочтительнее претензий?

Любовь бескорыстна. Вы просто желаете добра миру, себе или другому человеку, причем желаете всем сердцем и обязательно что-то делаете, чтобы так оно и было. Делаете, не требуя выгодной компенсации. Вам достаточно удовлетворения от того, что сделали поступок по велению сердца. Переживание любви, подкрепленное поступками «от сердца», дает чувство единства с миром, с собой, с другими людьми. Без любви и бездействуя этого единения не достичь.

Претензии, наоборот, – ориентированы на рост самомнения, на принижение другого, ведут к противопоставлению себя и мира. Претензии связаны с потребительскими мотивами и патологическим функционированием человеческого интеллекта, используемого в режиме «обдурить и стяжать». Сердечность при этом блокируется. Дело не в том, что «брать» и «давать» – противоположные векторы, ведь и принимать можно с любовью, а давать без теплоты. Проблема претензий состоит в том, что они разрушают взаимоотношения, так как предполагают использование и унижение другого человека, вызывают его противодействие (активное или пассивный саботаж). Ибо мало кто согласится с тем, чтобы на нем безвозмездно паразитировали. Зачастую «выгода от болезни» связана с тем, что жертва может снять с себя ответственность, может жаловаться, причитать и предъявлять собственные претензии миру. «Игра в претензии» предполагает изобретательное «закручивание гаек» с обеих сторон, на что уходит уйма сил, которые хочется вернуть с процентами. В дело включается интеллект, колесо претензий и обид раскручивается все быстрее, силы посылаются в пустоту…

Путь любящего сердца удивительно прост, но сложности нашего ума бесконечны. Как обуздать ум и как научиться желать добра миру всем своим сердцем, не требуя компенсаций? То и другое требует постоянства в практике, развития волевой осознанности. Нужно принять для себя решение, что любовь – высшая ценность, лишь приобщение к которой делает человека счастливым, а его жизнь осмысленной.

Можно, конечно хитрить и обманывать себя, ссылаясь на разумный эгоизм, честную конкуренцию и взаимовыгодный обмен, но если любовь не является главной ценностью и направленностью человека, он всегда будет запутываться в бесплодном умствовании. Оставаясь на уровне ума и расчета, мы бы не совершили ни единого действия, ибо ум несамодостаточен, а расчеты бесконечны. В жизни же мы действуем постоянно, руководствуясь желаниями, пристрастиями, волевыми импульсами. Почему же не сделать любовь своим главным желанием, пристрастием и идеалом воли?

Итак, первый шаг на пути развития человеческих качеств – решить для себя, на что вы лично хотите тратить время и силы своей жизни? На многообразие претензий и обид или на развитие сердца? Что вы хотите оставить в мире кроме трухи, в которую превратится ваше тело?

Если решение принято верно, что преумножение потока любви, даруемой от сердца миру, – это основа жизни, то возникает следующий этап, когда мы должны упорядочить свою практическую жизнь в соответствии с принятым решением.

Какие практические правила должны нами руководить?

В рамках человеческого опыта уже выработано множество традиций и практик того, как укреплять в себе благотворные качества. Нужно концентрировать на них свое внимание, обращаться к опыту тех, кто эти качества развил, вырабатывать соответствующие навыки у себя по принципу «от простого к сложному», одновременно дистанцируясь от дурных соблазнов.

Концентрируя свое внимание на любви в сердце, мы можем представлять, как посылаем свою энергию тем, кого любим, кому желаем роста и развития, а постепенно и тем, кому раньше не желали.

Обращаясь к опыту тех, кто развил в себе огромную любовь и сострадание, – святых, гуманистов, учителей, поэтов, художников, – мы своим почтением и благоговением приобщаемся к проложенному ими пути.

Необходимые навыки на пути любви – это практическое служение миру посредством добрых слов, учтивой речи, искренней улыбки, благословляющих жестов, заботливых поступков, поддержания чистоты и порядка, защиты слабых, служения обществу.

Дурные соблазны – разврат, интоксикации, мошенничество, злоупотребление властью, злословие, паразитирование.

Что вышеперечисленное означает практически?

1. Каждый момент времени напоминайте себе об абсолютной ценности любви и о преимуществе пути сердца над путем претензий. 

2. Представляйте, как из вашего сердца струится поток доброй энергии, которую вы посылаете в мир, за пределы вашего Я. Для начала попробуйте транслировать энергию цветам, деревьям, котам.

3. Регулярно обращайтесь к произведениям искусства, художественным и священным текстам, в которых отыскивайте подпитку вашей решимости любить. Ежедневно записывайте и перечитывайте свои маленькие «откровения». Делитесь впечатлившими вас историями с теми, кому они могут помочь.

4. Контролируйте свою речь, очищая ее от слов-паразитов, претензий, осуждения, критицизма, нецензурных оборотов. Наполните вашу речь любовью, почтением, доброжелательностью, воздерживайтесь от оскорбительных и уничижительных высказываний. Забудьте про мат.

5. Каждый момент времени старайтесь улыбаться. Улыбайтесь от всего сердца, заряжая мир своей благодарностью и хорошим настроением. Улыбнитесь прямо сейчас!

6. Поддерживайте всё то доброе и правильное, с чем вы согласны в мире. Поддерживайте денежными пожертвованиями, собственными силами и связями, информационно. Внутренне благословляйте любое достойное начинание.

7. Начните о ком-то заботиться. Об учителях, о родителях, о соседях, о ребенке, о котенке, о пожилом, больном, беспомощном человеке.

8. Прямо сейчас наведите порядок на рабочем столе. Далее – в шкафу, в квартире, в парадной, во дворе, на прогулочной тропе. Заведите привычку дважды в день мыться.

9. Перестаньте употреблять в пищу мясо коров и свиней. Защищайте слабых и униженных.

10. Служите миру в согласии с вашим призванием. Если вы еще не осознали свое призвание, делайте то, что считаете наилучшим, и продолжайте искать себя.

11. Откажитесь от компаний и информационных каналов, стимулирующих похоть, зависть, гнев, потребительское отношение и цинизм. Откажитесь от алкоголя и табака.

12. Стремитесь выйти из коррупционных потоков. Отыскивайте возможности развития себя и окружающих. Находите альтернативу  традиционным схемам паразитирования и мошенничества, искренне заботьтесь о ваших клиентах, партнерах и подопечных.

13. Жертвуйте 10 процентов своей прибыли на достойные благотворительные проекты. Жертвуйте честно, не перекладывая из левого кармана в правый.

14. Регулярно находите время для созерцания восхода солнца и звезд, гор и лесов, рек и морей, цветов, котов, детей – всего того, что наполняет сердце радостью и благоговением.

15. Укрепляйте вашу решимость, планируя (письменно), фиксируя и визуализируя свои достижения. Вдохновляйте тех, кто открыт.

Самое главное: станете вы остепененным психологом или нет – это совсем не важно. Важно то, живете вы в мире любви и света – или в мире с привкусом серы и желчи.

 

Александр Романов, психолог, психотерапевт

31 марта 2017

На сайт выложена статья "Боль от психологической помощи".

21 марта 2017

Переработана и расширена статья "Будущим психологам и психотерапевтам".

26 февраля 2017

Обновлена главная страница сайта http://psychoanalyse.od.ua, в ней появились мысли о вреде психологической помощи.

Одесса.
Романов Александр,
Моб. 067 5589983
Написать письмо.