Чем отличаются психотерапевт, психиатр, психолог

Несмотря на «психобум» – большой интерес к популярной психологии и массовое распространение психологической литературы, уровень психологической культуры в постсоветском обществе остается крайне низким. Детей в некоторых школах еще пугают психологом, а рассказ о прохождении психотерапии вызывает снисходительный смех. Всем «оптимистам» хочется чувствовать себя психически «нормальными», а реальный уровень психического нездоровья в обществе – катастрофический. На этом фоне психиатры, психологи, психотерапевты и подобные им психоаналитики сгущаются в единую зловещую эсхатологическую (то есть связанную с концом света) фигуру.

На самом деле, специфика работы психолога, психотерапевта, психиатра и тем более психоаналитика очень отличается (об этом речь пойдет дальше), но самым важным является то, что результаты и продолжительность лечения могут кардинально отличаться в зависимости от своевременности к ним обращения. Даже не вдаваясь в различия их профессиональной деятельности, можно при необходимости просто обратиться к любому из них для получения разъяснений и при необходимости – перенаправления.

Прежде чем перейти к описанию методов работы перечисленных специалистов, хочется еще раз сказать, что страх этих специалистов гораздо более губителен, чем страх тех расстройств и болезней, которые они лечат. Было бы трагично, если мы, страшась физической и психической боли, героически избегали бы на протяжении всей своей жизни стоматологов, хирургов и педагогов!

Теперь, когда страх перед зловещей фигурой эдакого «психоистязателя» немного ослаблен, рассмотрим подробнее «кто есть кто» и чем он занимается.

Психолог – это дипломированный специалист, получивший соответствующее образование педагогического или клинического профиля. В последнее время бурно развиваются психологические специализации, ориентированные на управление человеческими ресурсами и организационный менеджмент. О них здесь речи не будет, так как данные специализации скорее лоббируют интересы организаций в повышении производительности труда и росте продаж, чем озабочены душевными страданиями и гармоничным психическим развитием отдельного человека.

Психолог, опираясь на полученные в ходе обучения теоретические и практические знания, может заниматься психодиагностикой, психокоррекцией, профориентацией, психологическим консультированием, просветительской и научной деятельностью, профилактикой негативных последствий учебного и трудового процесса, развитием познавательных, коммуникативных и других способностей. Психолог может заниматься и многим другим, все это можно обозначить как нравственные действия психолого-педагогического характера, направленные на оказание помощи относительно здоровым людям (или здоровым частям личности) в эмоциональном и интеллектуальном развитии и овладении жизненными ситуациями.

Таким образом, в профессии психолога декларируются гуманные цели, но нужно кое-что сказать и о реальном контексте. Вопросы о психическом здоровье очень дискуссионны, это касается как клиентов, так и самих психологов. Часто люди выбирают специальность психолога, чтобы для начала как-то решить свои собственные психологические проблемы, но сам формат традиционного отечественного университетского образования не предполагает глубокой (да и вообще никакой) психотерапевтической проработки личности будущих психологов. Вместо этого отечественное образование, до сих пор не преодолевшее многолетнее влияние чуждой для психологии марксистской материалистической методологии, большой акцент делает на изучении изощренных психологических теорий и классификаций. Кроме этого в общей погоне современности за научностью и доказательностью отечественная психология подверглась сильной математизации (долгое время вступительным экзаменом на психологические факультеты была математика, отпугивающая многих юных гуманитариев). Однако знание сложной терминологии само по себе имеет небольшое значение в оказании психологической помощи другому человеку, а вот непроработанность собственных проблем скорее даже вредит. На Западе поэтому любой специалист-психолог должен иметь определенный минимум личного психотерапевтического опыта, прежде чем он будет работать с живыми людьми. Какие бы благие и гуманные цели не декларировались в профессии психолога, нужно понимать, что в нашей сегодняшней реальности только психологическое образование еще ничего не говорит о личности самого психолога. Личность психолога нужно оценивать скорее (как и личность психотерапевта) по тем чувствам, которые она вызывает, и тем усилиям, которые психолог предпринял, чтобы в своем развитии скомпенсировать неполноценность отечественного образования.

Психиатр – это врач, человек, овладевший медицинской профессией и прошедший специализацию в области психиатрии. Психиатры работают в основном с тяжелыми психическими расстройствами, здесь эффективными оказываются психофармакологические средства и теории, объясняющие заболевания на уровне биохимических процессов в нервной системе. Если такие традиционные объяснения и методы лечения имеют свою частичную эффективность для тяжелых психических расстройств, то для расстройств, в возникновении которых более явно просматриваются факторы психосоциального характера и психическая травматизация, объяснения в биохимических терминах выглядят неоправданными. Такие психические расстройства требуют применения психологических методов, прежде всего здесь уместна психотерапия. Говоря здесь о психиатрии и психофармакологии нужно отметить, что даже там, где они достигают значительного эффекта, залог эффективного лечения невозможен без формирования системы социальной помощи и в конечном итоге без психотерапевтического отношения к людям, страдающим психическими расстройствами.

Психотерапевт – это человек, который после базового психологического, медицинского или другого образования, прошел дополнительную специализацию по выбранному психотерапевтическому направлению. Обычно такая переподготовка занимает несколько лет теоретического и практического обучения. Также будущий психотерапевт проходит собственную многочасовую психотерапию у обучающего психотерапевта (см. «Выбор психотерапевта»), который затем ведет профессиональное наблюдение за ходом психотерапии клиентов начинающего собственную практику ученика. Существует великое множество признанных психотерапевтических направлений, и их количество неуклонно растет. Техника и теория в разных психотерапевтических школах существенно отличаются, на более глубоком уровне разнятся сами философские и мировоззренческие основания. Поэтому психотерапевт, прошедший обучение в рамках конкретной психотерапевтической школы, не становится от этого специалистом в других направлениях психотерапии. Выбор направления – это личное дело каждого психотерапевта (также как и клиента). Из-за существенных отличий в теории и технике, когда говорят о психотерапии, всегда уточняют о какой именно психотерапии идет речь. Например, я прошел обучение и продолжаю свое развитие в русле психоаналитической психотерапии. Другой специалист может более чем успешно ориентироваться на другую, неаналитическую форму психотерапии. Подозрение вызывают только такие специалисты, которые относят себя одновременно к мировоззренчески несовместимым направлениям психотерапии, например, к школе НЛП и к школе психоанализа.

Психоаналитик – это в широком смысле представитель психоаналитического направления в психотерапии, а в узком смысле – специалист, достигший в этом направлении высочайшего мастерства, позволяющего ему работать с клиентом в наиболее интенсивном режиме (частота встреч четыре и более раза в неделю). Такая интенсивная работа открывает доступ к наиболее глубоким внутриличностным изменениям клиента. Подготовка настоящего психоаналитика предусматривает высокие стандарты, это длительный и трудоемкий процесс, порядок обучения контролируется авторитетными международными организациями.

В Советском Союзе более шестидесяти лет психоанализ как психотерапевтическая практика был запрещен, в результате чего была потеряна традиция, которую блестяще начали отечественные психоаналитики в первой четверти XX века. Поэтому с распадом СССР, психоанализ возрождался в нашей стране фактически с нуля. На сегодняшний день в Украине работает всего пять психоаналитиков, принятых в Международную психоаналитическую ассоциацию – наиболее уважаемую из психоаналитических организаций мира (в ней состоит около двенадцати тысяч членов). Постепенно количество настоящих психоаналитиков в нашей стране будет расти, работают и создаются учебные группы, обучающие проекты, проводятся семинары и конференции с участием высококвалифицированных зарубежных психоаналитиков. Ориентированные на свое развитие отечественные психотерапевты проходят обучение и учебный психоанализ у европейских и американских обучающих психоаналитиков. Процесс реабилитации психоанализа не может происходить слишком быстро, сказываются многолетний запрет на него, а также стоимость, сложность и длительность обучения. Определенную роль играет отрицательный имидж, создаваемый злоупотреблением именем психоанализа, когда психоаналитиком может назвать себя каждый, подчас не имеющий о психоанализе никакого представления. Именно поэтому так важна защита интересов потенциального клиента в виде информирования об отличительных признаках профессиональной психологической помощи, профессионального психолога, психотерапевта и психоаналитика.

Но, как говорилось выше, в широком смысле термином «психоаналитик» обычно в разговоре обозначают психоаналитических психотерапевтов, то есть психотерапевтов ориентированных на психоанализ, однако это очень нестрогое обозначение.

Александр Романов, психолог, психотерапевт

31 марта 2017

На сайт выложена статья "Боль от психологической помощи".

21 марта 2017

Переработана и расширена статья "Будущим психологам и психотерапевтам".

26 февраля 2017

Обновлена главная страница сайта http://psychoanalyse.od.ua, в ней появились мысли о вреде психологической помощи.

Одесса.
Романов Александр,
Моб. 067 5589983
Написать письмо.